Дошка оголошень


В Україні стартував проект
"Долаємо прірву"
Харків у проекті.

Єссе

Пилипчатина Людмила Николаевна, учитель правоведения Харьковской частной специализированной школы «Харьковский коллегиум»

Посредственный учитель излагает,

Хороший учитель объясняет,

Выдающийся учитель показывает,

Великий учитель вдохновляет.

                                                                               У.Уорд

Около десяти лет назад я познакомилась с удивительным человеком – Мериллин Мелман. Именно от нее я впервые услышала о педагогике эмпауэрмента – педагогике вдохновения к действию, придания силы. Только поверив в свои силы ребенок делает свой первый шаг, подбодренный доброй улыбкой учителя маленький школьник решает у доски самую трудную задачу, услышав поддержку стадиона, спортсмен находит в себе силы прибавить и без того немыслимую скорость. Без вдохновения не рождаются стихи и музыка, не соединяются краски в прекрасные картины. И не может быть учения как такового, да и самого учителя тоже.

Каждый день нашей жизни мы чувствуем в себе определенное количество жизненных сил. Иногда на вопрос: «Как дела?» мы спокойно отвечаем: «Нормально». Ни взлетов, ни падений, все спокойно, обыденно, привычно. Но иногда появляется в твоей жизни что-то такое, что заставляет петь твое сердце, добавляя жизненных сил. Что это? На такой вопрос во время моих семинаров учителя отвечают практически всегда одинаково, в каком бы регионе нашей страны я его не задавала: это любовь, успехи детей, хороший коллектив, друзья, полноценный отдых, улыбка, похвала, любимое дело, осознание своей необходимости, самореализация. Если представить, что все это с нами постоянно, открывается неисчерпаемый источник сил – высокий уровень эмпауэрмента, когда мы не боимся сказать, что все у нас в жизни хорошо, замечательно, прекрасно. Это состояние высоких жизненных сил называют состоянием дельфина. Дельфина – свободного, благородного, красивого, который с радостью бросается на помощь и умеет радоваться жизни. По-моему, состояние учителя должно быть близким состоянию дельфина. Потому что для того, чтобы отдавать, нужно это иметь. Иметь знания, уверенность, интерес к жизни, преданность профессии, патриотизм, высокие моральные принципы и много-много любви. Нужно бесконечно учиться, извлекая уроки из каждого прожитого дня, из того бесценного опыта, который дает каждая встреча с человеком – большим или маленьким.

Вот оно – самое большое вдохновение к действию: возможность учить и учиться. Почти сорок лет назад, когда я только начинала свой учительский путь, в родном мне городе Артемовске заслуженный учитель СССР Марк Владимирович Габелев дал мне несколько незабываемых уроков: «Школа – это такой организм, который или засасывает на всю жизнь или выплевывает, детей не обманешь». И еще: «Не забудь извиниться перед ребенком, если была неправа и не стыдись, если чего- то не знаешь, всегда можно всему научиться». И я благодарна моим детям, учившим меня посылать СМС, работать с компьютером, грести в байдарке, различать музыкальные стили, рисовать комиксы, собирать грибы. Учившим меня прощать, верить, любить.

Спасибо за урок моему любимому поэту, Марине Цветаевой:

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, единица большая потеря!

Первое горе!

 

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница…

Разве учитель узнает, какая

Боль — единица?

Важная проза учительской жизни: ответственность за оценку, которую ты поставила. Однажды я ехала на семинар в одну из Харьковских школ, и таксист высадил меня, не довезя до входа. Он объяснил, что 20 лет назад поклялся не подходить к этой школе ближе, чем на 100 метров, так как из-за одной тройки, поставленной учителем в наказание за «умничанье», он не поступил в военное училище, а потом жизнь вся пошла наперекосяк. Чем старше я становлюсь, тем сильнее осознание бесконечной ответственности «за тех, кого мы приручили».

Что добавляет мне жизненных сил сейчас?

Вдохновляет надежда на то, что знания практического права позволит моим ученикам увереннее чувствовать себя в жизни, избежать ошибок.

Верю, что мои учебники по критическому мышлению, урокам для устойчивого развития будут полезны им для изменения своего стиля жизни, осознания сил для построения собственной судьбы.

И, конечно же, в основе всех моих жизненных сил лежит любовь.

Подписываюсь под каждым словом В.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Оставить комментарий

Корисні посилання

logo-kolegium

logo-centr_ocinyvanya

logo-Ministerstvo_osviti

logo-Pedpresa